PDF Друк e-mail
История Никопольщины - Древняя история
Середа, 17 лютого 2010, 14:51

Тороп С.О.
Биолог, краевед
г. Никополь, Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

Скифская одежда
Скифская одежда отличалась изысканностью и была идеально приспособлена к условиям кочевой жизни и умеренного климата. В быту скифов значительное место занимали разнообразные изделия из кожи, шкур, войлока, шерсти. Из этих материалов изготавливались кошмы, бурдюки, пояса, головные уборы, одежда, обувь и множество других вещей домашнего обихода. В курганах скифского времени на Алтае, в условиях вечной мерзлоты, сохранились вещи, сделанные из войлока, кожи и шерстяных тканей. Они были изготовлены с большим мастерством и украшены великолепными аппликациями и вышивками. Многие народы древнего мира охотно заимствовали у скифов не только отдельные элементы одежды, но и навыки их изготовления. Именно такой процесс, по мнению ряда исследователей, запечатлен на знаменитой пекторали, обнаруженной известным украинским археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая Могила (Никопольский район). В верхнем ярусе пекторали помещено изображение двух обнаженных по пояс мужчин, которые шьют меховую рубаху. Их лица и прически настолько отличны, что можно даже предположить в них представителей разных этнических групп разных племен (см. статью «Скифские курганы»).
 

 

Изготовление меховой рубахи. Фрагмент верхнего яруса пекторали.
Толстая Могила. Никопольский район

Греки научились у скифов носить сапоги, шапки с ушами, штаны и шерстяные плащи. Благодаря установлению торговых связей со многими городами-государствами Средиземноморья, со скифской одеждой познакомились и другие народы Европы.
Одежда знатного скифа.
Реконструкция Торопа С.О. по изображениям на вазе из кургана Гайманова могила 
Одежда скифа-общинника.
Реконструкция Торопа С.О.
 
Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом) и длинных плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шараваров. Кафтаны носились мехом внутрь. По их краям располагались узоры, а на спине находилась орнаментная полоса. Кафтаны знатных скифов украшались яркими вышивками и разнообразными аппликациями, а парадная одежда расшивалась множеством золотых украшений. Штаны носились либо на выпуск, либо вправлялись в невысокие, мягкие, перевязанные ремешком возле щиколотки полусапоги («скифики»). Нередко кожаные штаны украшались «лампасами» и разнообразными вышивками. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана (с левой стороны) и меча или кинжала (с правой стороны). Пояса знатных скифов и дружинников покрывались металлическими бляшками.

 
Скифский юноша.
Реконструкция Л. Клочко, П. Корниенко
по находкам в кургане возле с. Пески Николаевской области
Судя по изображениям на знаменитой чаше из кургана Гайманова Могила (см. статью «Скифские курганы») в IV в. до н.э. в Великой Скифии были широко распространены острополые кафтаны.
 
Изображение скифов в острополых кафтанах на чаше из кургана Гайманова могила. IV в. до н.э.
Прорисовка Ковпаненко Г.С. 
Фрагмент чаши из кургана Гайманова могила. IV в. до н.э.
Скифский юноша в острополом кафтане. 
Реконструкция Торопа С.О. по изображению на чаше из кургана Гайманова могила 

Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Наряд скифянок во многом зависел от их социального положения. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек. В 1971 г. при раскопках расположенного недалеко от Никополя кургана Толстая Могила было обнаружено не разграбленное погребение молодой женщины - возможно, скифской царицы. Ее погребальный наряд является самым богатым из когда-либо открытых в скифских царских курганах. Головной убор был расшит множеством крупных золотых пластин, а вся одежда и обувь - золотыми бляхами.
 

Головной убор скифской царицы.
Толстая Могила. Никопольский район

Шея скифянки из Толстой Могилы была украшена массивной золотой гривной (478 г.) с семью фигурками львов на концах. На висках были крупные золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини, а на руках - 3 золотых браслета. Все пальцы погребенной были унизаны золотыми перстнями, а на один палец были одеты даже два перстня.
 
Знатная скифская женщина.
Реконструкция Л. Клочко, П. Корниенко
по находкам в кургане Толстая Могила возле с. Чертомлык Днепропетровской области

Головные уборы живших в VI-ІІІ вв. до н.э. скифских мужчин и женщин (башлыки, калафы, тиары и т.д.) имели самую разнообразную форму и высоту. Рядовое население Скифии носило на лбу кожаные повязки. Так, на пекторали из Толстой Могилы в такой повязке изображен скиф, шьющий меховую рубаху.
 
Скиф в кожаной повязке. Фрагмент пекторали.
Толстая Могила. Никопольский район

Наиболее распространенным головным убором, безусловно, был башлык. Судя по дошедшим до нас изображениям, скифы носили башлыки двух типов - с заостренной верхушкой и мягкие. В башлыках с заостренными верхушками изображены скифы на вазе из Куль-Обы, в мягких - Скилур и Палак на рельефе из Неаполя Скифского.

 
 Знатный скиф в башлыке с заостренным верхом. IV в. до н.э.
Рисунок Торопа С.О.
 
Мягкий башлык.
Барельеф с изображением скифского царя Скилура и его сына Палака. ІІ в. до н.э.

Башлыки первого типа имели соединенные заднюю и боковые лопасти, доходили почти до плеч и могли скалываться булавкой сзади. Обычно вырез и низ обрамлял орнамент из точек либо бляшек. Мягкие башлыки перевязывались лентой вокруг головы, не имели боковых лопастей и отличались свисающим назад верхом. В VI-V вв. до н.э. преобладали войлочные башлыки, причем головные уборы, украшенные золотыми бляшками, являлись частью ритуального облачения женщин-аристократок.
 
Башлык. VI в. до н.э.

В IV-III вв. до н.э. преобладали башлыки с заостренным верхом. Они оставались типичными головными уборами женщин среднего достатка, а представители рядового населения носили башлыки без украшений.

В IV-III вв. до н.э. были распространены следующие женские ритуальные головные уборы: калафы, тиары, клобуки. Скифский калаф - цилиндрический спереди головной убор, сбоку имел дугообразный край (подобно кокошнику), с мягким закрытым верхом и затылком. Его высота составляла 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками. Скифский калаф имел кожаную основу, которая закреплялась на деревянном обруче, охватывающим голову.

 
Скифский калаф. IV в. до н.э.

Тиара - цилиндрический головной убор с твердым верхом и лопастями, доходящими до плеч. Его высота спереди составляла 9-10 см (общая, до плеч - 25-28 см). Передняя часть тиары украшалась рядами полосок или бляшек, сверху накидывалось покрывало с золотыми бляшками.
 
Тиара. IV-III вв. до н.э.
Клобук - конусовидный головной убор с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди его украшали треугольная золотая пластина, ряды золотых бляшек или бусы. Скифские клобуки имели разную высоту (нередко их дополняли золотая пластина с височными подвесками и покрывало). Интересно, что подобные, но только мужские головные уборы известны у саков, хеттов и греков.
Клобук. IV в. до н.э.

Наиболее редким и социально значимым головным украшением скифов были золотые диадемы, встречавшиеся только в VI в. до н.э. Они имели длину 66-67 см, носились на кожаном или металлическом головном уборе и были сделаны в виде золотой ленты (реже - в виде ряда цепочек).
 
Диадема. VI в. до н.э.

Ритуальные мужские головные уборы V-III вв. до н.э. чаще всего представляли собой островерхий войлочный колпак с лопастями до плеч и заостренной верхушкой, иногда украшенной бляшкой с втулкой. В середине, у основания узкой части, убор был украшен золотым цилиндром - целым или состоящим из рядов пластинок. В IV-III вв. до н.э. были также распространены шлемовидные и яйцевидные мужские ритуальные головные уборы.
 
Ритуальный мужской головной убор. V-III вв. до н.э.

Детские головные уборы были похожи на женские (башлыки и клобуки), но в отличие от них украшались бусами.
Детский головной убор. V-IV вв. до н.э.

Вероятно, члены царской семьи и знатные скифянки носили дорогую одежду красного и синего цветов. Таким, в частности, был наряд скифской женщины, погребенной в знаменитом кургане Толстая Могила на территории Никопольского района. В древности красный и синий красители считались особенно дорогими - их завозили на территорию Великой Скифии из других стран.

.

В качестве красного красителя использовался средиземноморский пурпур, а в качестве синего - только индиго, который завозился из Индии. Простые скифянки носили желтую (желтые краски можно получить из корней и коры многих местных растений) и других цветов одежду.

.

Одежда, предметы туалета, а иногда даже доспехи обитавших в Северном Причерноморье скифов украшались растительным орнаментом, аналогичным тому, что украшал многие изделия, обнаруженные в скифских курганах. Характерными цветами были красный и зеленый.

.

На одном из фрагментов скифского панциря, обнаруженного в кургане Толстая Могила, техникой теснения был выполнен сложный растительно-геометрический орнамент, нанесенный красной краской и инкрустированный тонкой золотой фольгой. Вдоль полосы расположены три окруженных двойным кольцом окружности, в которых изображена восьмилепестковая розетка с круглой серединой, инкрустированная золотой фольгой. Лепестки розетки выполнены двойными линиями и покрыты поочередно золотой фольгой и красной краской. Каждый кружок с цветком окружен системой растительно-геометрического орнамента, а также инкрустирован красной краской и фольгой.

.
Изготовлением одежды и других вещей домашнего обихода в основном занимались скифские женщины. Рукоделие имело широкое распространение в кочевой среде. В могилах не только простых скифских женщин, но и цариц (Чертомлык, Никопольский район) встречаются веретена - орудия женского труда. У знатных скифянок были «импортные» (чаще всего - греческие) веретена с костяным набором художественной работы, а у простых - деревянные, с глиняным или свинцовым пряслицем - грузиком. Так, при исследовании кургана № 11 (группа Богдановской обогатительной фабрики, Никопольский район) был обнаружен костяной набор веретена, состоявший из 5 частей. Первая снизу поделка имела вид шахматной фигуры (пешки) с небольшой втулкой в прямо срезанном основании. Вторая представляла собой усеченный конус, третья - короткий цилиндрик, четвертая и пятая - конические трубочки. Три верхних предмета были украшены поясками циркульного орнамента. Очевидно, все поделки были соединены между собой в определенном порядке на круглом деревянном стержне веретена. В этом же погребении было обнаружено свинцовое пряслице конической формы с 7 радиальными рубчиками.

 
Костяной набор веретена и свинцовое пряслице из кургана № 11.
Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
Во время раскопок Хоминой могилы (Никопольский район) было обнаружено наборное резное костяное веретено, стержень которого (диаметром около 0,8 см) оканчивался сверху простой нарезной фигурой. Насаживающийся на стержень в нижней части валик состоял из трех частей - средней бочковидной и крайних в виде срезанного конуса. Конусы сверху, снизу и посредине украшены несколькими нарезными концентрическими желобками. Общая высота валика 8,5 см. Снизу на стержень был надет наконечник в виде удлиненной шахматной пешки высотой 3,7 см. Увы, стержень веретена найден в обломках, поэтому общую его длину установить не удалось.
 
Наборное резное костяное веретено.
Хомина Могила. Никопольский район
Глиняные пряслица широко распространены в погребениях простых скифянок. Например, в кургане № 13 (группа Богдановской обогатительной фабрики, Никопольский район) найдено округлое глиняное пряслице диаметром 2,6 см, высотой 1,5 см и диаметром отверстия 1 см.

 
Глиняное пряслице из кургана № 13.
Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
Столь же распространенным женскими орудиями являлись шилья, проколы, иглы. У знатных скифянок (Гайманова могила, Мелитопольский курган) имелся целый рабочий «несессер» - около ста шильев. Эти орудия труда встречаются практически во всех погребениях простых скифских женщин. Например, железное шило из кургана № 1 (Капуловка II, Никопольский район) имело длинное острие и черенок, снабженный круглым упором. На черенке сохранились остатки истлевшей деревянной рукоятки. Длина шила составляла 8 см, острия - 6,7 см.
 
Железное шило из кургана № 1.
Капуловка II. Никопольский район

Стоит отметить, что скифские женщины пользовались средствами по уходу за телом и косметикой. Скифянки терли об шершавый камень щепки кедра и других хвойных деревьев, заливали их водой, после чего образовавшейся густой массой натирали все тело и лицо. Как отмечал Геродот: «Это придает телу приятный запах, а на следующий день, после того, как снимут мазь, кожа выглядит чистой и глянцевой». Во время раскопок кургана Толстая могила (Никопольский район) среди личных вещей погребенной здесь скифской женщины (возможно царицы) были найдены румяна, белила, и даже обломки прозрачной стеклянной посуды.
Раскопки кургана Толстая Могила. Никопольский район. 1971 г.
Во время археологических раскопок в женских захоронениях на территории Крымского полуострова не раз находили деревянные шкатулки, украшенные накладной бронзовой пластиной. Такие шкатулки служили скифским женщинам для хранения косметических принадлежностей. Они обычно изготавливались и приобретались в греческих городах, стоили весьма дорого и поэтому являлись в то время предметами роскоши.

В одном из усть-альминских склепов в подобной деревянной шкатулке с откидным верхом (крышкой), лежал стеклянный бальзамарий - сосуд для благовоний. Рядом стояла деревянная пиксида - круглая миниатюрная (высотой 7 см) коробочка, в которой хранились румяна. На них даже сохранился след от пальца владелицы.

 
Реконструкция костюма знатной скифянки I в. до н.э.

 
Скифская царица. Реконструкция Мозолевского Б.Н. по материалам раскопок из кургана Толстая
Могила. IV в. до н.э. Никопольский район

В заключении хочется сказать, что так называемый «скифский стиль» лег в основу моды, которая господствовала на Руси вплоть до XVIII в. В ряде мест она сохранялась практически неизменной и в более позднее время.
Скифская посуда (деталь). Серебро. IV в. до н.э. Курган Чертомлык. Никопольский район
Праздничный убор женщины княжеско-боярского круга. ХІІ-ХІІІ вв.
Реконструкция Толочко П.П.
Рисунок Андриевского Л.И., Буйновского В.А.
Мужская одежда, распостраненная на  Руси в ХVI-XVII вв.
Одежда богатого городского юноши. Русь. ХVI-XVII вв. 
 Женская одежда, распостраненная на Руси в ХVI-XVII вв.
 
Иллюстрации:
  1. Мозолевський Б.М. Скіфський степ. - К. : Наукова думка, 1983. - 200 с.
  2. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. - М. : Вече, 2007. - 400 с.
Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.

На нашем сайте Вы можете узнать больше о выдающемся украинском археологе (благодаря которому были открыты многие сокровища скифских курганов, в том числе и знаменитая золотая пектораль), кандидате исторических наук, а также проникновенном лирике, поэте тонкой души Мозолевском Борисе Николаевиче:

На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
Останнє оновлення на Четвер, 20 червня 2013, 17:27
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting