PDF Друк e-mail
Четвер, 09 жовтня 2008, 08:59
Костюк М.О.
Руководитель кружка «Мягкая игрушка»
с. Алексеевка (Никопольский р-н), Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции


Если Вас заинтересовала эта информация
и Вы хотите ознакомиться с ней поподробнее,
обращайтесь к нам

 

 

Обрядовая кукла - символ культурного наследия украинского народа
(1-й выпуск, избранное)


Введение

Внешкольное образование, как основа интеллектуального, культурного и экономического развития подрастающего поколения, играет большую роль во всех позитивных процессах образовательной отрасли. Она является составной частью воспитательного процесса, продолжает формировать у кружковцев интерес к различным профессиям, к истории народного искусства, уважение к людям труда.

Предлагаемая методическая разработка «Обрядовая кукла - символ культурного наследия украинского народа» имеет своей целью возродить древнее искусство создания этнических игрушек в условиях внешкольного обучения и воспитания школьников. Традиции создаются веками и переходят от старших к младшим поколениям, которые дополняют и совершенствуют их. Именно это и обеспечивает сохранение нации. Поэтому задачей для современного педагога является постепенное возрождение исконной народной педагогики.

Изготовление этнических самоделок под силу даже ученикам младшего школьного возраста. Автор предлагает оригинальную методику, состоящую из ряда изделий, сложность которых постепенно растет. Пособие содержит практические советы и рекомендации по выполнению заданий, а также иллюстрировано рисунками и фотографиями ученических работ.

Автор выражает искреннюю благодарность Поддубко Лилии Михайловне, члену Союза дизайнеров Украины, руководителю кружка экодизайна коммунального внешкольного учебного заведения образования «Никопольский межшкольный центр трудового обучения и технического творчества», за предоставленную графическую помощь при создании этой методической разработки.
 

Историческая справка

  • Будущее каждого народа - в его детях. Ведь именно ребенок с самого раннего детства освящен молитвой отца и матери, колыбельной песней. Жадно вбирая духовный окружающий мир, культуру взаимоотношений родителей, становится он посланником рода в будущем. Ибо так или иначе настоящее человек передает в завтра через своих детей, внуков, правнуков. Это и есть древо рода и народа, древо жизни.
  • Чем богаче почва народных традиций родной культуры, основой которой является, бесспорно, язык, тем равнее мы придерживаемся моральных принципов и завещаний предыдущих поколений, тем прочнее и глубже корни этого дерева, тем сильнее оно будет цвести, с новой силой, красотой пускать свежие побеги. Именно поэтому многие народы на земле ревностно берегут и поддерживают творческое наследие предыдущих поколений в языке, обычаях, в песне, повествовательной и танцевальной культуре, моральных законах и т.д.
  • Каждая культура - это дух и душа этноса, а душа человека - микрокосмос, сложный, неповторимый, и благодаря детям - вечный. Украинская духовность веков была и остается одной из самых моральных. Уважительное отношение к родителям, подражание их правилам жизни и поведения, корректность отношений, трудолюбие, безграничная любовь к родной земле и одновременно готовность к подвигам, к тому, чтобы самоотверженно бороться за свободу, закладывалось в детскую душу каждым родом с его колыбели: через колыбельную песню, сказку-игру, обязательную домашнюю и полевую работу, соблюдение традиций и обычаев. Воспитание ребенка издавна было осознанной обязанностью каждого члена семьи, и представлялось обязанностью жизни.
  • «Что посеешь - то и пожнешь» - эта богатая на содержательную семантику пословица задумывалась прежде как значимое древо в воспитании ребенка. Работая над книгой «Развитие творческой яркой личности с развитым чувством достоинства», я пришла к выводу, что большую стратегическую роль имеет наше прошлое. Ведь без него нет и будущего. А какое же оно, это прошлое?
  • От поколения к поколению до нас доносится то первое, самобытное и неповторимое, то, как и чем жили наши предки. Что они делали, чем занимались, как жили, как отдыхали, продолжали свой род, воспитывали детей, как относились друг к другу в семье, как «почитали» старость?
  • Нас с воспитанниками кружка «Мягкая игрушка», который работает при Никопольском районном Доме детского творчества, заинтересовало: были ли в давние времена игрушки? Проводя с детьми исследовательскую, поисковую работу в направлении народной игрушки, мы нашли много информации из самых разных источников: книги, интернет, музеи и самое главное - от односельчан. Это дедушки, бабушки и родители кружковцев, а также наши старожилы.
  • Кто бы что ни говорил, всегда было одно общее – игрушек и игр было очень много, все изделия изготавливались вручную и только из натурального, природного материала. Использовались: трава, солома, листья кукурузы, лоза, дерево, клочок ткани, глина - применялись все подручные материалы, которые даровала матушка-природа.
  • Из травы изготавливали куклы, пищалки (из мышея, ржи); из соломы - куклы, украшения, одежду, мебель, голубей; из листьев деревьев - пищалки, из тыквенных стволов, когда они еще плетутся по огороду – дудки. Из кукурузы выходили красивые куклы, солдатики с волосами и шляпами из кукурузных метёлок. Из лозы выплетали множество интересных вещей в основном интерьерных, а также корзины, где укладывали кукол спать. Много этнических самоделок изготавливалось из дерева: солдатики, свистки, свирели, возки, кареты, тележки, свистульки, лошадки и т.д. Из глины создавали посуду, свистульки, а из лоскутков тканей - куклы на различные вкусы.
  • Характерно, что для своего возраста каждый ребенок имел свою разновидность игрушек. У самых маленьких - это погремушки или тарахтелки. Для старших - это лоскутковые куклы, с которыми уже не только забавлялись, но и обыгрывали различные жизненные ситуации.
  • Особая роль отводилась игрушкам-оберегам. Название говорит само за себя: оберегать, защищать. Но от чего и от кого? Люди в основном были безграмотные, занимались сельским хозяйством, но были верующими и богобоязненными. И вот именно игрушкам-оберегам предоставлялось оберегать человека, его имущество, скот, жилище от всякой «нечистой силы».
  • Когда кружковцы собрали достаточно материала, то поняли, что наши предки видели во всех этих обычаях, обрядах порядок, систему и продление жизни следующего поколения. Возрождая, по описанию, игрушки тех далеких времен (примерно 100-150 лет тому назад), мы с детьми получили огромное удовольствие. Приятно наблюдать, как во время всего процесса изготовления и обыгрывания народных игрушек у наших кружковцев горят глаза, какую гордость и радость эта работа приносит детям. Поэтому я и решила материалом, который удалось собрать, обработать и воспроизвести, поделиться со всеми небезразличными к наследию украинского народа.

 
Этническая игрушка «Погремушка или тарахтелка»
 
Чрезвычайно необычный тот день в жизни ребенка,
когда он впервые узнает о связи движений с ощущениями.
На первых этапах ребенок не отделяет себя от внешнего мира.
Впоследствии он испытывает большое удовольствие,
ощущая свою силу, сознавая себя деятелем,
живым подвижным началом, независимым от окружения.
Егор Покровский

 
В древности первой игрушкой для самых маленьких детишек были погремушки или же их еще называли тарахтелками. Изготовлялись они из трахеи гуся или утки. Такой игрушкой младенец забавлялся по-разному. Одним вешали над колыбелью - от движения колыбели оно тоже двигалось и тарахтело. Другим давали в руки и они забавлялись им, запихивали в рот, грызли. Поскольку игрушка изготовлялась из натуральных материалов, это было довольно безопасно. Таким образом, забавляясь, младенцы развивали мелкую моторику рук, зрение, слух.

В зависимости от того, какой злак был засыпан в тарахтелку, так игрушка и звучала: если горох , то «гудела», просо, сорго - «шуршала», кукуруза - «гремела», рожь, пшеница - «звенела». Играл ребенок такой игрушкой и получал большое удовольствие без ущерба для своего здоровья.
 

Этническая игрушка «Лоскутковая "Кукла-кумася"»

Для детей игра - это и работа, и обязанность, и жизненный идеал.
 Тот, кто требует от ребенка рабочего усилия,
построенного на чем-то другом, кроме игры,
 поступает, как тот безумец, который с весны трясет яблоню,
чтобы иметь яблоки. Мало того, что не будет яблок,
так он еще и цвет обтрясет… и яблоня ничего не родит.
 Жан-Жак Руссо

 
В давние времена еще не было фабрик и заводов. Люди выращивали коноплю и ткали из нее ткань. Из этой ткани шили себе одежду, а из оставшихся лоскутков выходили красивые куклы. Старшие дети не только забавлялись ими, они обыгрывали их, показывали разные спектакли из жизни, получая от этого большое удовольствие.

Так, например, этническая игрушка «Кукла-кумушка», унаследовала черты украинской женщины, ее характер. Украинская женщина всегда была движущей силой нашей нации, всегда впереди, всегда наравне со своим мужем в труде и в отдыхе.
 


Для изготовления куклы «Кумушка» понадобится выбеленный холст, отделочная лента, мулине, вата для набивки и кружево.
 
 
Этнические игрушки «Обереги»
 
Еще не способный постичь жизнь,
ребенок уже творит его в мечтах.
 Ромен Роллан

 
Из всех игрушек важнейшая роль отводилась игрушкам-оберегам. Им предписывали магическое значение, поэтому лица у кукол изображали элементами узора: глаза - крестики, рот - короткая черточка. Обереги были неотъемлемой частью жизни наших предков.

Оберегов было несколько: оберег сна, здоровья, хлеба, жилья и др. Оберег сна, который оберегал ребенка во время сна, обязательно клали под подушку. Если ребенок болел, в головах на подушке клали оберег здоровья. От него пахло целебными травами, он успокаивал и развеивал болезни.

Если ребенок плохо спал, в мешочек клали соломку, которую брали там, где спят свиньи. Считалось, что свиньи - это животные, которые очень любят много и долго спать.

Оберег хлеба клали в красном углу, чтобы он оберегал от зла, пожара, грабежа. Оберег жилья клали за дымоход и он «наблюдал» оттуда за всем, что происходит в доме. Этот оберег символизировал согласие, мир, чистоту, порядок и благосостояние в доме.
 
 
 
Методические советы
 
Главным действующим лицом в процессе работы внешкольного образовательного учреждения является ребенок, а именно - выявление и дальнейшее развитие его наклонностей и способностей во внеурочное время. В своей педагогической практике все мы стремимся достичь воспитательного идеала. Великий педагог Г. Ващенко отмечал, что воспитание присутствует не только в педагогических системах, но и в обычаях народа, его песнях, традициях.

В настоящее время существует много различных методик. Главное в воспитательной работе современного образования - это найти рациональный подход к их использованию. Он должен быть не консервативно-традиционным, а традиционно новейшим. Только тогда этническое воспитание станет близким и главное ненавязчивым. Если традиции нашего народа не подкармливать современным содержанием, формой, то молодое поколение будет воспринимать их как явление архаичное.

Этноигрушка занимает особое место и в наше время. Оригинальная, самобытная, она украшает наш быт, вносит тепло и радость в жизни наших детей, формирует их эстетические вкусы. Она является настоящим произведением искусства. Изготовленные вручную изделия имеют широкое применение. Их можно подарить, украсить ими интерьер.

Все представленные в методической разработке самоделки воспроизведены в кружке «Мягкая игрушка» на основе исследований и поисковых работ воспитанников. Как и в древности, во время работы использовались только экологически чистые материалы.

Помимо эстетического аспекта, изготовление этноигрушек является чрезвычайно полезным для школьников: развивает мелкую моторику рук, приучает к опрятности и внимательности, знакомит с конструированием. Творческая деятельность дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, дисциплинирует, способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она хранится в душе человека, если ее правильно воспитали и ознакомили с традиционными видами народного художественного творчества.

 

 
 Начало рождения игрушки - изготовление лекал
 
 
 
Воспроизведение куклы в народном костюме
 
 
 
 Василек с девушками
 
 
 
От народной игрушки до народного кукольного театра
 
 
 
 Экскурсия-рассказ о народной игрушке. Руководитель кружка Костюк Мария Оникиевна
 
 
 
Последний звонок. Награда за добросовестный и творческий труд
 
 
 
Литература

  1. Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI век). - К: Радуга, 1994.
  2. Закон Украины "О внешкольном образовании"//Правительство. Курьер. - 2000. - № 25.
  3. Положение о внешкольном учебно-воспитательном заведении//Инф. зб. сб. МОН Украины. - 1994. - № 9.
  4. Ганжа П. Тайны украинского Рукомесла. – К.: «Искусство», 1996.
  5. Грушевский М. Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа. - К.: «Лыбидь», 2006.
  6. Кононко Е. Л. Трудовое воспитание детей в семье. - К.: «Радянська школа», 1988.
  7. Молотобарова А.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: «Просвещение», 1990.
  8. Рисцов В. При гончарном круге. - К.: «Молодежь», 1987
 


Узнать больше об єкодизайне Вы можете здесь:
 
 
 
 
В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення на Середа, 30 березня 2011, 09:12
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting