PDF Друк e-mail
История Никопольщины - Древняя история
Вівторок, 29 вересня 2009, 13:11

Тороп С.О.
Биолог, краевед
г. Никополь, Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

 
Скифы и греки
 
Царь скифов Скил спешил в Ольвию - греческую колонию, находившуюся в 40 км к югу от нынешнего города Николаева. Он боялся опоздать к началу праздника, посвященного богу виноделия Дионису. Около главных северных ворот царь оставил провожавших его воинов, а сам вошел в город. Скил с нетерпением желал вновь с головой окунуться в жизнь, такую не похожую на жизнь предводителя скифов. 
 
 
 Улица Ольвии
Реконструкция Горелика М.В.
 
Первым делом он направился в свой просторный дом, построенный по типу греческих. Его внутренний двор украшали мраморные статуи львов и грифонов, созданные лучшими греческими мастерами.
 
 
Дом с внутренним двором, принадлежавший богатому жителю Ольвии. Реконструкция
 
Очутившись в одной из парадных комнат, скифский царь снял с себя постылые варварские одежды, облачившись в хитон (нижнюю одежду в виде рубашки) и гиматий (плащ) - традиционный наряд эллинов.
 
 
 
Фото: www.shipovnik.boom.ru
 
Фото: www.festival.1september.ru
 
 
Фото: www.festival.1september.ru
 
 
Фото: www.festival.1september.ru 
 
 
Одежда древних греков
Фото: www.festival.1september.ru  
 
 
   
 
Обувь древних греков
Фото:  www.shipovnik.boom.ru   www.festival.1september.ru
 
Вскоре Скил ступал по главной и самой широкой улице Ольвии, которая вела к окаймленной рядами торговых лавок агоре (площади).
 
 
 План Ольвии
 
Здесь была сосредоточена вся деловая жизнь города, происходили праздники и богослужения, выборы архонтов (правителей) и стратегов (военных руководителей). В северной части агоры возвышались храмы и курились жертвенники.
 
Кварталы жилых домов ІІІ-ІІ вв. до н.э. в Верхнем городе Ольвии
Реконструкция Крыжицкого С.Д.
 
 
 
Ольвия
Фото: www.ru.wikipedia.org
 
Заиграли флейты, и показалась шумная торжественная процессия, славя в дифирамбах (торжественных хоровых песнях) бога виноделия Диониса. Впереди шли рабы. Они вели козлов, предназначенных для жертвоприношения. За ними шествовали прекрасные девушки, которые несли на головах корзины со священной утварью, сосуды с вином, виноградные ветви. Процессию завершали празднично одетые горожане с венками на головах. Среди толпы виднелись «странные существа» - люди в козлиных шкурах, с подвязанными копытами, хвостами и рогами. Они изображали козлоногих сатиров (низших божеств природы) - верных спутников Диониса. Перед святилищем процессия остановилась для жертвоприношений. Под аккомпанемент лир и флейт торжественно пел хор, повествуя о чудесном рождении Диониса, его жизни, страданиях, смерти и воскрешения.
 
 
 
Дионис - бог виноделия
Фото: www.greekroman.ru
 
 
Сатир
Фото: www.images.google.com.ua
 
 

Справка
 
Сатиры - низшие лесные божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Традиция представляет сатиров ленивыми, похотливыми, часто полупьяными. Они постоянно заняты игрой, танцами. Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами устраивают веселые хороводы. В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим или лошадиным хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом.

 
После жертвоприношения начались пиры, сопровождаемые веселыми песнями и плясками.

Ликовавший и веселившийся вместе с греками скифский царь Скил еще не подозревал о той страшной участи, которая его ожидала. Сначала он, спасаясь от преследования своего брата, сбежал во Фракию, найдя там на какое-то время «политическое убежище». Однако у скифов находился «политический беженец» из Фракии - брат тамошнего царя Ситалка. Дело едва не закончилось войной, однако скифы и фракийцы, не желая кровопролития, начали переговоры. Они завершились соглашением о взаимной выдаче враждебных родственников. Скил был депортирован на родину и казнен. Как отмечал греческий историк Геродот, посетивший в V веке до н.э. Северное Причерноморье, скифы жестоко карали каждого, даже царя, за отказ от своих богов и обычаев.
 
 
 
Геродот
Фото: www.uk.wikipedia.org
 
Кстати, Скил сын скифского царя Ариапита и фракийской царевны, был не первым скифом столь высокого ранга, расплатившимся за «пристрастие к эллинизму» собственной жизнью. После смерти царя Гнура (около 550 г. до н.э.) власть наследовали его сыновья  - Савлий и Анахарсис. Скифский царевич Анахарсис, известный в Греции как философ, был пламенным почитателем эллинистического культа. Савлий убил брата «за любовь к чужим богам», но остановить распространение нового культа, к тому времени, по всей видимости, уже пустившего  в среде скифской знати достаточно глубокие корни, он был не в состоянии. Точно также и поднятое скифами против царя Скила восстание (своим новым царем они избрали его брата Октамасада) не смогло остановить эллинизацию народов Северного Причерноморья. Полагаю, что эти драматические события стали лишь «горячей фазой» противостояния между двумя группировками скифской  знати - так называемыми «традиционалистами» и приверженцами нового культа. Влияние последней в середине V века до н.э. было уже весьма значительным. Этим можно обьяснить то обстоятельство, что ни Октамасад, ни его преемники, отношения с греками все же не свернули. Да и слишком выгодными были эти отношения - торговля с греческими городами-колониями приносила скифской знати большие доходы!
 
 
Образцы греческой керамики,
найденной на месте скифского поселения в окрестностях с. Капуловки Никопольского района. 2010 г.
Фото: Рудоманова А.Е.
 
Первые греческие города-колонии появились в Северном Причерноморье и Крыму еще в VII в. до н.е. Следует сказать, что эллины всегда относились с явным подозрением к своим степным соседям, которые вели частые войны со «своими рабами». Здесь стоит уточнить, что «своими рабами» скифы называли все окружающие их племена - они лишь делили их на уже «завоеванных» и «еще не завоеванных». Колонисты явно не хотели пополнить ряды «уже завоеванных» рабов, к тому же, они не располагали силами, достаточными для защиты своих процветающих городов от степных кочевников.
 
 
Образование греческих колоний. VIII-V вв. до н.э.
 
Для находившихся во враждебном окружении греков жизненно необходимо было  установление прочных торгово-экономических отношений с народами «варварского мира». Они пошли по пути создания общих верований, культов и храмов!
 
 
Найденное в окрестностях Керкинитиды гречечкое письмо на керамике, в котором говорится
о необходимости установления со скифами политических и торговых отношений. Крым. V в. до н.э.  
 
В таком «мирном наступлении» на «варваров» ярко проявилась идеология эллинизма, ставившая своей целью примирение греков с «варварами» (скифами, меотами, синдами и т.д.), а этих «варварских» народов еще и между собой, путем примирения их богов. В конечном итоге эллинскую религию предполагалось сделать общей для всех. В Северном Причерноморье этой цели с успехом служила созданная или переосмысленная изобретательными греками легенда о происхождении скифов от греческого героя Геракла и местной змееногой богини.
 
  
 
Геракл
Фото: www.ru.wikipedia.org
 
 
Скифская змееногая богиня
 
Конечно, примирение богов не всегда происходило гладко, и печальная судьба царя Скила служит тому самым ярким подтверждением.

Более того, даже эллинизированные (обращенные в совместную религию) скифы и их правители отнюдь не спешили стать послушными марионетками в руках изобретательных колонистов. Время от времени они пытались захватить греческие города, богатевшие благодаря заморской торговле. 
 
 
 
Греческие города-колонии в Северном Причерноморье в античную эпоху
Фото: www.ru.wikipedia.org 
 
В 170-е гг. до н.э. царю Крымской Скифии Скилуру удалось установить контроль над Ольвией, а в середине I в. н.э. скифские цари Фарзой и Иненсимей правили этим городом.
 
 
 
Скифские городища и селища в Крыму
 
После создания в Крыму новой столицы скифов, просуществовавшей до конца III в. н.э., заметно усилился их натиск на Херсонес. Скифы предпринимали неоднократные попытки овладеть этим стратегически важным городом, чтобы получить возможность вести более интенсивную торговлю с греческими городами-государствами Средиземноморья и Причерноморья, избавившись от посредничества Херсонеса и Босфора. На западном берегу Крыма скифы захватили главные гавани - Керкинитиду, Калос Лимен и ряд других греческих укрепленных пунктов, превратив их в свои крепости. В центральных предгорьях полуострова они возвели укрепленные поселения - Хабеи, Палакий, Напит и другие. До нашего времени в Западном Крыму сохранились остатки 4 крупных скифских поселений городского типа с двойной линией обороны в виде рвов, валов и каменных стен с башнями.
 
 
 
Планы укрепленных скифских поселений
 
Наиболее сильно греческое влияние стало сказываться на культуре скифов после переноса центра их царства из нижнего Приднепровья в Крым. Скифский город Неаполь (на восточной окраине современного Симферополя) по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями.
 
 
 
Древнейшая оборонительная стена Неаполя Скифского
 
В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов - на кладбище, располагавшемся недалеко от города.
 

 
Неаполь Скифский
Фото: www.kport.info

Напротив ворот находилось общественное зернохранилище, а на восточной окраине города - большой искусственный водоем. Название, возникшей в III в. до н.э. новой скифской столицы, было греческим. В переводе с греческого языка Неаполь означает «новый город».

 
 
План Неаполя Скифского

Помимо скифов в Неаполе жили греки, тавры, сарматы, в обиходе была  разноязычная речь. В официальных отношениях скифы пользовались греческим языком и греческой письменностью.

 
 
Современное распространение алфавитов, возникших на греческой основе

Греческое влияние отразилось и в архитектуре города, где наряду со скифскими типами жилищ в виде круглой юрты на деревянном каркасе и прямоугольной полуземлянки из необработанного камня с глинобитным покрытием строились сырцовые и каменные здания с отштукатуренными стенами, крытые черепицей.
 
 
 
Скифские полуземлянки
 
В I в. н.э. в Неаполе Скифском появились новые здания с фресками в стиле Боспорской живописи.

 
 
Планы домов в Неаполе Скифском

Скифское искусство, подвергнувшись сильному греческому влиянию, обогащается такими новыми видами, как скульптурный портрет и настенная живопись. Появляются изображения очеловеченных божеств и людей (героев мифов и народных сказаний). Изображения зверей утрачивают прежнюю стилизацию и приобретают более реалистический характер.
 
 
 
Амфора с изображением Эрота и Гермеса
 
Но пытавшиеся эллинизировать скифов греки, в свою очередь, не смогли избежать… сильного «варварского» влияния. Именно скифы научили греков (а через них и другие народы Европы) изготавливать и носить теплую одежду и обувь. Благодаря скифам эллины и другие народы Средиземноморья впервые познакомились со стременами, седлом и многими другими предметами конского убора, которые изготавливались на территории современной Никопольщины еще в IV в. до н.э. Знакомство со скифами существенно расширило представления греков об окружающем их мире. Греческие географы впервые получили сведения о «далеких северных землях» и населяющих их народах. Да и в военном деле грекам было чему поучиться у скифов.
 
 
 
Культурный обмен между скифами и греками
Рисунок Торопа С.О.
 
А как пройти мимо того факта, что скифский царевич и философ Анахарсис был признан эллинами (наряду с шестью греческими) седьмым мудрецом мира? И это при всем их пренебрежительном отношении к «варварам»!

Без сомнения, скифский мир не был похож на греческий, пытавшийся навязать ему свои цивилизационные ценности. Скифский народ, имевший собственную богатую и неповторимую культуру, даже подвергаясь всевозрастающему влиянию Эллады, сумел сохранить свою самобытность. «Мирное наступление на варваров» вылилось во взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Самым ярким воплощением данных процессов стали удивительные образцы искусства - скульптуры, росписи, ювелирные изделия, обнаруженные археологами в греческих городах-государствах Северного Причерноморья и скифских курганах.
 
 
 
Височные подвески. Золото. IV в. до н.э.
Толстая Могила (Никопольский район)
 
 
 
Сережка. Золото, эмаль. IV в. до н.э.
Курган в г. Феодосии
 
Кем был создатель знаменитой пекторали, найденной известным украинским археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая Могила (Никопольский район)? Скифом, несомненно, изготовившим ее под греческим влиянием, или греком, в свою очередь, хорошо знакомым с бытом и обычаями скифов?
 
 
 
Пектораль. Золото. IV в. до н.э.
Толстая Могила (Никопольский район)
 
Жаркие споры по этому поводу ведутся до сих пор… Борис Мозолевский, обнаруживший в центральной гробнице Толстой могилы шедевр древнего мастера, отмечал: «Именно благодаря взаимопроникновению скифских и греческих традиций в Северном Причерноморье в V-IV вв. до н.э. складывается оригинальное искусство, которое со всем основанием можно назвать или скифо-античным или греко-скифским. Большинство ученых сейчас склоняется к мысли, что все его изделия создавались греками в северопричерноморских колониях, прежде всего в Боспоре. Вместе с тем, уже неоднократно выдвигалось предположение о возможности участия в изготовлении отдельных категорий вещей в античных мастерских и выходцами из варварской среды, которые прошли школу греческого искусства и производства. Воплощенное в лучших золотых шедеврах из скифских курганов знание художником самых мелких подробностей скифской жизни и быта, более того - философских основ скифской человечности, - дает возможность поставить этот вопрос во всей его полноте. Для его решения нужен глубокий научный анализ всех произведений искусства V-III вв. до н.э. Но даже если будет окончательно доказано, что подобные произведения принадлежат только грекам, это ни в коей мере не сможет принизить высоких эстетических идеалов степняков, способных заказать, а потом и надлежащим образом оценить такие шедевры человеческого гения, как пектораль и вещи, подобные ей. Что касается мастеров, которые ее изготавливали, то греками они были только по происхождению, душой же давно уже стали скифами».
 
Стилизованное изображение пекторали на гербе Никопольского района
 
 
Стилизованное изображение пекторали на флаге Никопольского района 
 
 
 
Борис Мозолевский


Интересные факты
  • Стоит сказать, что «мирное наступление на варваров» в действительности не всегда происходило мирно, и даже сопровождалось войнами, одну из которых описал историк ІІ в. до н.э. Полиен в книге «Стратегемата». Согласно приданию, земли на Керченском полуострове уступил грекам легендарный скифский цар Агаэт. В 480 г. до н.э. здесь возникло Боспорское царство, стремившееся подчинить своему влиянию синдов, меотов, скифов и другие местные „варварские” племена. По мнению многих современных историков, у синдов было много общего со скифами, «и уже в VII в. до н.э. они находились на пороге создания государственности». Полиен повествует о том, как синдская знать, очевидно стремившаяся не допустить широкого распространения греческих обычаев, низложила Гекатея, эллинизированного правителя, раболепствовавшего перед Боспором. Но Гекатея восстановил на престоле царь Боспора Сатир І. Гекатей заточил заговорщиков в темницу, но его жене Тиргатао (Таргитао), принявшей участие в заговоре, удалось бежать. Она собрала войско и разорила область Синдики, подвластную Гекатею. Началась кровопролитная война... Чтобы достичь перемирия, Сатир І отдал ей в заложники свого сына Митродора и богатую дань, но под видом беглецов из Боспора подослал двух убийц (говоря современным языком – киллеров). От ножа Тиргатао спас широкий боевой пояс. В гневе она убила Митродора. Война вспыхнула с новой силой, а Сатир І умер от горя. Его сыновьям с большим трудом удалось установить с Тиргатао мир. Современные историки считают, что описанная Полиеном война длилась не менее 20 лет. Она началась в правление Сатира І (393-389 гг. до н.э.) и закончилась при его сыне Левконе І (389-349 гг. до н.э.), подчинившего Боспору Феодосию и принявшего титул „царь всех меотов”.
  • Многие древнегреческие «периплы» - руководства для мореплавателей - сообщали о существовании между двумя берегами Боспора целого архипелага небольших островов. Из них крупнейшими являлись: на севере - Киммерида, затем почти вплотную примыкавшая к нему с юга Фанагория и еще южнее остров Синдика, который был отделен от материка дельтой Кубани, впадавшей в древности не только в Азовское, но и Черное море. В районе этого архипелага с глубокой древности наблюдались проявления вулканического процесса. На протяжении веков тут неоднократно менялся рельеф, поднимались и опускались небольшие участки суши.

Боспорское царство. V в. до н.э.
  • В конце XX - начале XXI вв. ученые обнаружили в окрестностях Севастополя и Ялты пирамиды, находящиеся на глубине от 5 до 10 м, под слоем осадочных пород, галечника и ила. Время строительства этих уникальных объектов, а также их предназначение до сих пор вызывают жаркие споры. По мнению некоторых исследователей, они были сооружены греческими поселенцами, которые обосновались в Крыму в VI-V вв. до н.э. Греки строили их вершиной вниз и использовали в качестве конденсаторов влаги. Для этого в земле выкапывали воронкообразную яму глубиной около 2 м и выкладывали ее стены камнями. На поверхности земли строили стены высотой до 10 м. До вечера на каменных стенах пирамиды конденсировалась влага. Ночью она стекала по стенам сооружения в подземную лунку, уровень воды поднимался все выше и греческие поселенцы получали пресную воду.
  • Первой монетой, которую греческие поселенцы начали чеканить на территории Северного Причерноморья, вероятно, был серебряный тетробол, с изображением головы льва на лицевой стороне и вдавленного квадрата на оборотной (530-520 гг. до н.э. Пантикапей). В более поздние времена в Боспорском царстве чеканились золотые монеты с изображением сказочного существа Силена (на лицевой стороне) и грифона с копьем в зубах (на обороте). Во времена Митридата VI Евпатора хождение получили тетрадрахмы с изображением головы царя в диадеме (на лицевой стороне) и пасущегося оленя (на оборотной). Чеканка монеты в Боспорском царстве прекратилась во времена царя Рескупорида VI (около 341 г.).
    Монета Боспорского царства

Монета Митридата VI Евпатора
  • В одной из витрин Музея Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) хранится древняя гемма (резной камень с врезанными или выпуклыми изображениями), на которой изображен Геракл, вооруженный палицей и стоящий перед странным сооружением - четырьмя положенными друг на друга амфорами за стенкой. Ученые долго ломали головы над смыслом этой картинки, пока не догадались перевернуть ее на 90о. После этого Геракл оказался возлежащим на… плоту, под настилом которого покоились амфоры - скорее всего, поплавки! На других древних изображениях можно увидеть хорошо различимый двойной «палубный настил», подвешенные к нему плотно закупоренные амфоры, установленные на нем мачту с парусом, а также все стадии построения плота. Интересно, что наиболее ранние греческие геммы, на которых запечатлены подобные плавсредства, относятся ко II тыс. до н.э. Основываясь на данных изображениях ученые пришли к выводу, что эти плавсредства, оснащенные парусом и рулем, вовсе не были диковинкой в античное время. Скорее наоборот - в определенный период они были широко распространены и, возможно, успешно конкурировали с парусно-гребными судами. Имеется предположение, что такими плавсредствами могли пользоваться и жившие в Северном Причерноморье греческие поселенцы и скифы. Некоторые из них могли даже служить для перевозки нескольких пассажиров и небольших грузов.

Плот Геракла, изображенный на древней гемме
  • Поскольку в древние времена в Северном Причерноморье было много греческих поселений, во второй половине XVIII в. многим городам в «новых землях» давали греческие названия. Этим подчеркивалась духовная связь Российской империи с Древней Грецией, преемственность с ее культурой и традициями. Первый построенный город назвали Херсоном - по имени греческого города Херсонес, находившегося в Крыму. Главная база флота получила название Севастополь («город славы») - по имени греческой колонии Себастопулос. Ряду городов в Крыму вернули их прежние античные названия после освобождения от турецкого господства. Так, городу Кефе в 1787 г. вернули его первоначальное древнее имя - Феодосия. Город, построенный на месте турецкой крепости Хаджи-Бей, назвали Одессой - в память о древнегреческом городе Одисосе. В 1781 г. в честь победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. город Славянск был переименован в Никополь («город победы»). В античное время в Малой Азии, Средиземноморье и на Балканах находилось не менее 10 городов, носивших это название.
 
Никополь - город победы. 2010 г. 
 Фото: Волкова Е.Ф.
 

Справка

Боспорское царство. Династия Спартакидов (438-107 гг. до н.э.)

Спартак I (438-433 гг. до н.э.).
Селевк (433-393 гг. до н.э.).
Сатир I (393-389 гг. до н.э.), его современниками были царь Гекатей и царица Тиргитао (Таргитао).
Левкон I (389-349 гг. до н.э.), его соправителем был Горгипп, завершилась эпоха «Войн Тиргитао».
Спартак II, Перисад I и Апполоний (349-344 гг. до н.э.), известна хвалебная надпись в их честь в Афинах (346 г. до н.э.).
Перисад I (344-309 гг. до н.э.), сын Левкона.
Евмел (309-304 гг. до н.э.), сын Перисада I , разгромил своих братьев Сатира II и Притана, очистил Понт Эвксинский (Черное море) от пиратов.
Спартак III (304-284 гг. до н.э.).
Перисад II (284-245 гг. до н.э.).
Спартак IV (245-240 гг. до н.э.).
Лавкон II (240-220 гг. до н.э.).
Гигиен (220-200 гг. до н.э.).
Спартак V (200-180 гг. до н.э.).
Перисад III (180-150 гг. до н.э.).
Перисад IV (150-125 гг. до н.э.).
Перисад V (125-110 рр. до н.е.), отрекся от власти в пользу понтийского царя Митридата VI Евпатора.
 Боспорские воины. III-II вв. до н.э.
Реконструкция Горелика М.В.

 

Наиболее известные города-государства Северного Причерноморья

Ольвия

Ольвия - самый значительный античный центр Северо-Западного Причерноморья. В переводе с греческого слово «Ольвия» означает «счастливая». Основана выходцами из Ионии (главным образом из Милета) в конце VII - начале VI вв. до н.э. Колония располагалась на правом берегу Бугского лимана, неподалеку от места его впадения в Днепровский лиман и современного села Парутино (в 40 км к югу от Николаева). Первое греческое поселение в этих местах возникло еще во второй половине VII в. до н.э. на острове (тогда полуострове) Березань. Ольвии принадлежала ведущая роль в торговле Скифии с античными городами Средиземноморья и Малой Азии. В городе были развиты ремесла - железоделательное, металлообрабатывающее, гончарное, строительное дело.
  
 
Двор греческой гончарной мастерской
 
Большое значение играло также сельское хозяйство (производство зерна, виноделие). Основные типы жилищ - полуземляничные (вторая половина VI - начало V вв. до н.э.), наземные (со второй половины V в. до н.э.). В городе были построены храмы, театр, гимнасии.
 
 
 
Макет греческого храма
 
 
Разрез (внутренний вид) греческого храма
 
Дети свободных граждан получали начальное образование, обучаясь чтению, письму и счету. Дети старшего возраста учились в одно или двухгодичных школах, где им преподавали риторику, философию, музыку. Большинство ольвиополитов было грамотно, а по свидетельству Диона Христома (I в. н.э.), они обожали Гомера и почти все знали на память «Илиаду». Немаловажное значение уделяли ольвиополиты и физическому воспитанию - в городе проводились соревнования по бегу, метанию диска, копья и меча, гимнастике, кулачному бою, плаванию, стрельбе из лука, бросанию аркана и т.д.
 
 
 
 
Состязания на колесницах в древнегреческом городе
 
Первостепенное значение в Ольвии имели культы Ахилла, Аполлона Дельфиния и Зевса Ольбиоса.

 
 
Литая бронзовая монета с изображением Медузы. Ольвия. IV в. до н.э.

Органы государственного управления в Ольвии разделялись на законодательные и исполнительные. Народному собранию, в котором могли принимать участие все полноправные граждане Ольвии, и совету принадлежали законодательные функции. Исполнительную власть осуществляли коллеги (магистратуры) или отдельные чиновники (магистраты). Они избирались на народных собраниях открытым голосованием (как правило, на 1 год).
 
 
 
Народное собрание в реческом городе.
Скиф-стражник с плеткой прогоняет человека, который не имеет прав гражданина
 
Наивысшей магистратурой, управлявшей всеми другими коллегиями, была коллегия архонтов (5 человек). Финансовыми делами занимались коллегия Девяти и коллегия Семи, военными - коллегия стратегов (6 человек), закупками хлеба - коллегия ситонов (5 человек), порядком на рынках - коллегии астиномов и агораномов (5 человек). В состав государственного аппарата входили также должности секретарей, гимнасиарха (руководил обучением и физическим воспитанием), глашатая (объявлял декреты и постановления) и др.

 
 
Хиосский кубок. Березань. IV в. до н.э.

Во второй половине VI в. до н.э. в Ольвии уже существовали священный участок (теменос) и торгово-административная площадь (агора), выпускалась собственная бронзовая литая монета в виде дельфина. В V в. до н.э. выпускались литые монеты круглой формы (ассы), на лицевой стороне которых помещалось изображение Афины, Горгоны или Деметры. В 331 г. до н.э. ольвиополиты в союзе со скифами разгромили 30-тысячную армию македонского полководца Зопириона, осадившего Ольвию и предпринявшего попытку захватить Скифию. Периодом наивысшего развития города стал рубеж IV-III вв. до н.э. - его территория увеличилась до 50 га, чеканилась собственная |золотая монета, развернулось широкое монументальное (культовое, городское) и частное строительство, развивалось рыболовство, ткачество и другие ремесла. С конца III в. до н.э. Ольвия вступила в период социально-экономического и политического кризиса. Во II в. до н.э. она сначала попала под протекторат скифского царя Скилура, а затем - понтийского царя Митридата VI Евпатора. В I в. до н.э. она подверглась нападению гетов под руководством Буребисты. В середине І в. н.э. Ольвией правили скифские цари Фарзой и Иненсимей, возобновились многие ремесла, торговля, строительство.
 
 
 
Монета скифского царя Фарзоя
 
Окончательно она утратила политическую независимость при римском императоре Септимии Севере (193-211 гг. н.э.), став частью провинции Нижняя Мезия (римский гарнизон появился в городе еще при Антонине Пие). В III в. н.э. Ольвия подверглась нашествию готов и, вероятно, в IV в. н.э. прекратила свое существование.

 
 
Письмо на свинцовой пластинке. Березань. Конец VI в. до н.э.

Наиболее известные Ольвиополиты: философ Бион Борисфенит, историк и философ Посидоний, философ школы стоиков Сфер (автор трудов «Три книги о Ликурге и Сократе» и «О лаконской политии»), архонт Теокл, магистрат Оронт (в его честь в булевтерии города Византия была установлена бронзовая статуя), богач и общественный деятель Протоген, стрелок из лука Анаксагор (послал стрелу на 521,5 м).

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический - самый большой античный город западного побережья Крыма (в переводе - «полуостров тавров»). Основан в 422-421 гг. до н.э. выходцами из дорийского города Гераклеи Понтийской. Находки обломков ионийской керамики VI в. до н.э. дают основание предположить, что еще в это время на месте будущего города находилось ионийское поселение. Херсонес находился на берегу Карантинной гавани (на западной окраине современного Севастополя). В 339 г. до н.э. в состав полиса вошла Керкинитида (основана на рубеже VI-V вв. до н.э.), возник новый город Калос Лимен и много поселений различных типов. Нахождение во враждебном окружении (тавры, скифы, Боспорское царство) отразилось на специфике развития Херсонеса, длительное время остававшегося типично греческим городом. В отличие от Ольвии, торговля с «варварским миром» играла в его жизни гораздо меньшее значение. В сельском хозяйстве преобладало выращивание винограда (зерновые культуры выращивали только для внутренних потребностей). Большое развитие получило морское рыболовство, рыбозасолочное производство, соляной промысел. В городе были развиты ткацкое, металлообрабатывающее, керамическое (изготовление амфор, столовой, кухонной посуды, художественной керамики и т.д.), ремесла. Херсонес вел оживленную торговлю с городами Средиземноморья, Малой Азии, странами Востока. Выгодное географическое расположение города способствовало его расширению, однако херсонеситам приходилось тратить немало сил и средств для его укрепления. Херсонес был обнесен крепостными стенами из прочного желтоватого камня. Вход в порт был защищен высокими башнями и прегражден железными цепями.
 
 
В порту древнегреческого города
 
 
Разгрузка в порту древнегреческого города привезенных на кораблях товаров
 
 
Рынок рабов в порту древнегреческого города 

 
 
План Херсонеса

Дома в Херсонесе строились из камня. В двухэтажных, крытых черепицей, жили состоятельные граждане, в тех, что попроще - ремесленники, рыбаки, виноградари, земледельцы.
 
 
Гончарная мастерская
 
Под землей проходили глиняные трубы, по которым в город поступала пресная вода. Она хранилась в больших резервуарах. В городе было много храмов, богато украшенных внутри фресками и мозаикой. На мозаичном полу часто изображались лозы винограда с красными и черными гроздьями или рисунки из кругов, в каждом из которых находились птицы, а в центре - павлин с распущенным хвостом (символ вечности). Вероятно, еще в IV в. до н.э. в Херсонесе возник театр, который просуществовал вплоть до VI в. до н.э. Он вмещал около 3 000 зрителей. Из всех богов херсонеситы больше всего предпочитали Зевса, Геракла и Гею. В городе также получил распространение культ таврской богини Девы. В III в. до н.э. житель Херсонеса Сириск, описавший историю своего города, был увенчан за свои заслуги золотым венком.

 
1
 
 
 
 
3 
 
Херсонесский театр: 1 - план, 2 - общий вид проскения и скены, 3 - часть фасада проскения
Реконструкция Домбровского О.И.
 
 
Представление в театре древнегреческого города 

Решением вопросов внешней и внутренней политики занимались народное собрание и совет. Члены совета или одной из его комиссий сначала назывались эйсимнетами (рассудительными), затем (с конца I в. н.э.) - проэдрами. Исполнительную власть осуществляли различные коллегии - номофилаков («стражей закона»), симнамонов (глашатаев) и пр. Особенностью Херсонеса было наличие должности царя (басилевса). Он был эпонимом (особой, именем которой назывался год при датировке государственных документов) и ведал религиозными делами. Скорее всего, в городе не раз предпринимались попытки установить тиранию и происходили народные волнения. Вероятно, эти события повлияли на появление высеченной на мраморном камне присяги, которую должен был произносить каждый херсонесит. В ней, в частности, были такие слова: «Клянусь, что буду единодушным со всеми гражданами в защите благосостояния и свободы города и не предам Херсонес… ни прекрасную гавань…, но буду хранить все это для народа и не нарушу демократии».
 
 
 
 Народное собрание в Херсонесе
 
На рубеже III-II вв. до н.э. скифы напали на Херсонес, но последнему, воспользовавшись враждой между скифами и сарматами, удалось отстоять свою независимость. В 179 г. до н.э. Херсонес заключил договор о дружбе с царем Понтийского государства Фарнаком I. Когда в конце II в. до н.э. скифы снова осадили город, на помощь херсонеситам пришел понтийский полководец Диофант. Скифы были разгромлены, но Херсонес на длительное время попал в зависимость от Боспора, верховным правителем которого стал понтийский царь Митридат VI Евпатор. Желая получить независимость, херсонеситы обратились за помощью к римскому императору Юлию Цезарю, который в 46 г. до н.э. удовлетворил их просьбу. В честь этого события были даже выпущены монеты с надписью «Элевтерас» («Освобождение»), но после смерти Цезаря все вернулось на круги своя. В 45 г. н.э. Херсонес стал союзником Рима, начавшего войну против Боспора, получив за это право на чеканку золотых монет и, вероятно, независимость. В 63 г. н.э. скифы опять осадили город. Прибывшие на помощь римские войска заставили скифов отступить, однако Херсонес попал в полную зависимость от Рима. В гавани разместилась римская эскадра, а в городе - I Итальянский и XI Клавдиев Легионы. У мыса Ай-Тодор римляне построили крепость Харакс. В начале II в. н.э. (в связи с борьбой против даков) римляне вывели войска из Херсонеса. Вскоре он попал под власть боспорского царя Котиса II, а при императоре Антонине Пие в него вернулись римские войска. В результате нашествия готов (III в. н.э.) и гуннов (IV в. н.э.) сельскохозяйственная округа окончательно пришла в упадок, но Херсонес уцелел, оказавшись в V в. н.э. под властью Византийской империи.
 
 
 
Раскопки на месте греческой колонии Керкинитиды. Крым. Лето, 1985 г.
 

 

Иллюстрации:
  1. Детская энциклопедия. Т. 8. - М. : Просвещение, 1967. - 640 с.
  2. История Украинской ССР. Т. 1. - К. : Наукова думка, 1981. - 496 с.
  3. Кленов В. "История и мифы древней Синдики". - Техника молодежи. - 1986. - № 8. - С. 36-41.
  4. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. - М. : Вече, 2007. - 400 с.
 
 
Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.
На нашем сайте Вы можете узнать больше о выдающемся украинском археологе (благодаря которому были открыты многие сокровища скифских курганов, в том числе и знаменитая золотая пектораль), кандидате исторических наук, а также проникновенном лирике, поэте тонкой души Мозолевском Борисе Николаевиче:
 
На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
 
 
Останнє оновлення на Понеділок, 15 серпня 2011, 15:29
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting